Самостоятельная работа студента: Идейное содержание повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Повесть «Шинель» Н.В.Гоголь начинал в 1839 году и закончил весной 1841 года. Это произведение  впервые появилось в печатном виде в третьем томе сочинений писателя. Тема «Шинели» – показать, какое положение было у «маленького человека». Идеей повести стало раскрытие духовного подавления, измельчания, обезличения, ограбления человеческой личности в условиях антагонистического общества.

Главным героем повести «Шинель» стал Акакий Акакиевич Башмачкин, который был «вечным титулярным советником». Он относился к статским чиновникам 9-го класса, которые не имели прав стать дворянином; во время военной службы он мог стать капитаном. «Маленький человек с лысинкой на лбу» служит переписчиком бумаг «в одном департаменте».

Н.В.Гогол в повести стремился показать, что все ценили только внешний облик человека, а на личностные качества и внутренний мир никто не обращал внимания. Главным было то, какая у тебя «шинель». Сам писатель никогда не обращал внимания на то, какое звание у человека, он не смотрит, новая у него шинель или старая. Для Н.В.Гоголя важным было то, что кроется внутри у человека, духовный мир героя. Именно в этом заключается главная художественная идея произведения.

Н.В.Гоголь сделал Акакия Акакиевича обезличенным от рождения, он стал жертвой обстоятельств. В переводе с греческого имя Акакий означает «незлобивый». Башмачкин должен жить все время  в обезличенном обществе, поэтому вся повесть о нем строится на формулах типа «один день», «один чиновник», «одно значительное лицо». В обществе этом утрачена иерархия ценностей, поэтому даже речь рассказчика синтаксически нелогична и перегружена однотипными и лишними словами.

Акакий Акакиевич – сборный образ «маленького человека», к которому обращались русские писатели 1830-1840-х годов.

 Башмачкин не имеет ни семью, ни друзей. Он не посещает ни театры, не ходит в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью». Никто  не считает его за человека.

Акакий Акакиевич представлен таким ничтожным, что читателю трудно осознать, что он «брат» наш. Жалкое существо, действующее с какой-то беспросветной тупостью: даже когда он «хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, то ел все это с мухами». Слова автора о том, что Акакий Акакиевич наш «брат», звучат отвлеченно и так мало вяжутся с тем, что говорит автор о Башмачкине. Акакий Акакиевич знал только одну радость — переписывать бумаги, причем, «когда он добирался до буквы, которая была его фаворитом, то он был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами». «Ни одного раза в жизни не обратил он внимания на то, что делается на улице… если на что он и глядел, то видел во всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки».

В любви Акакия Акакиевича к его письму есть что-то комично-возвышенное, какая-то пародия на любовь. Да, и описание того, как волновался Акакий Акакиевич, когда шил свою шинель, изображено в ироническом стиле. Шинель в повести — это что-то живое — «жена», «друг» Акакия Акакиевича. Когда Акакий Акакиевич начал экономить деньги за свою шинель, он «научился голодать по вечерам и ел духовную пищу, одетый в свою вечную идею будущей шинели в своих мыслях. С тех пор, как будто его само существование было более полным, он был женат, как будто он не один, но какой-то друг жизни согласился пойти с ним по жизненному пути — и эта подруга была ничем иным, как той же шинелью. Само его преображение и торжество связаны с нею: «С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, словом все колеблющиеся и неопределенные черты». Когда новая шинель оказалась на его плечах, он «даже усмехнулся от внутреннего удовольствия».

Н.В.Гоголь отводит своему герою мгновение, минуту, в которой он может восторжествовать, наслаждаться жизнью и «улыбаться» уже не робко, и не попрошайничать. Его радость запрещена, ненадежна. Но этот короткий момент «воспламенения души» Акакия Акакиевича — до самого конца жизни яркий гость в виде шинели вспыхнул, оживив бедную жизнь на мгновение — этот момент приближает его к нам.

 «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия…» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме.

Н.В.Гоголь вводит в историю образ молодого чиновника — возможно, имеющий автобиографический характер. Этот чиновник, вступив на службу, присоединился к насмешкам Башмачкина, но когда он услышал его слова, он внезапно остановился, словно пронзительный, и с тех пор все, казалось, изменилось перед ним и появилось в другом виде.

И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». «Возлюби ближнего, как самого себя» — если эта истина попирается, человеческому миру не на чем держаться.

Таким образом, призыв видеть брата в несчастном чиновнике полностью соответствует самому образу Акакия Акакиевича. В конце концов, что-то вроде шишечки Башмачкина может быть страстной мечтой любого человека.

Судьба «маленького человека» отчаялась. Он не может, не имеет силы подняться над обстоятельствами жизни. И только после смерти от социальной жертвы Акакий Акакиевич превращается в социального мстителя. В мертвой тишине петербургской ночи он сорвал пальто у чиновников, не признавая бюрократической разницы в рядах и действуя как за Калинкиным мостом (в бедной части столицы) и в богатой части города.

Но недаром история «посмертного существования» Акакия Акакиевича одинаково полна ужаса и комизма, фантастической правдоподобности и издевательски представленной невероятности. Автор не видит реального выхода из тупика. В конце концов, социальное ничтожество приводит к ничтожности личности. Акакий Акакиевич не имел устремлений и привязанностей, кроме страсти к бессмысленному переписыванию ведомственных документов, за исключением любви к мертвым буквам. Нет семьи, нет отдыха, нет развлечений.

Жизненная катастрофа героя определяется как бюрократическое, безличное, безразличное социальное устройство и религиозная пустота реальности, к которой принадлежит Акакий Акакиевич. Гоголь убеждает своих читателей в том, что дикая несправедливость, царящая в жизни, может спровоцировать недовольство, протест даже самого спокойного, скромного унижения.

Испуганный, забитый Башмачкин мог только показать свое недовольство значительными людьми, которые грубо унижали и оскорбляли его, только в состоянии бессознательности, бреда. Но Н.В.Гоголь, на стороне Башмачкина, защищая его, проводит этот протест в фантастическом продолжении истории.

Цена шинели составляет 80 рублей. Это большой заработок для небольшого сотрудника. Чтобы собрать необходимое количество, он отсраняет себя даже от маленьких человеческих радостей, которых в его жизни не так много. Через некоторое время чиновнику удается насобирать нужную сумму, а портной, наконец, шьет пальто. Приобретение дорогостоящего предмета одежды — грандиозное событие в жалкой и скучной жизни чиновника.

Шить пальто было не просто спасением тела от холода, но и возбуждением души, утверждением человеческого достоинства. Это был не только подвиг Акакия Акакиевича, но и подвиг Петровича, пьяницы-портного, он вложил в него свою душу, он с любовью сделал каждый шов. Как настоящий художник, Петрович взял деньги за шитье, но, передав шинель, тайно скрылся за Акаким Акакиевичем, чтобы снова полюбоваться его творением.

 «Зачем же изображать бедность…и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства?… нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости» — писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.

«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести — Акакия Акакиевича Башмачкина. Его изображение имеет две стороны. Первое — это духовное и физическое убожество, которое Гоголь сознательно подчеркивает и выдвигает на первый план. Второй — произвол и бессердечность других вокруг главного героя рассказа. Отношение первого и второго определяет гуманистический пафос работы: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое отношение к себе. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И это заставляет читателя невольно думать об отношении ко всему окружающему миру и прежде всего о чувстве достоинства и уважения, которое каждый человек должен побуждать, независимо от его социального и материального положения, но только принимая во внимание его личные качества и достоинства.

Шинель с плеча «значительного человека» — это не только месть Башмачкина «большим лицам», это месть всем тем, кто не видел его «братом». Посмертная месть Акакия Акакиевича и его приобретение шинели генерала Н.В. Гоголь уже рассматривает как «награду» за «жизнь, которую никто не принимал». И теперь это уже не чиновник с лысиной на лбу, а призрак, которого боится весь Петербург.

После смерти Акакия Акакиевича и особенно после ограбления «значительного человека»  призраком, что-то перевернулось и в душе генерала. С тех пор он менее часто говорил со своими подчиненными с угрожающими словами, часто размышлял, и чиновник, «распеченный в пух», казался ему не таким уже и виноватым. Возможность спасения была оставлена Н.В.Гоголем и для «значительного человека», которого «ранг генерала был полностью сбит с толку … он как-то запутался, потерял свой путь и совершенно не знал, как он должен быть». И здесь тоже «мотив дороги», что Н.В. Гоголь не оставил всю свою жизнь, и призыв к людям не потерять лучшие духовные качества в жизненном пути, в котором созревает душа, уже озвучен. Гоголь видит опасность в бессознательном состоянии как человека самого пути, что часто связано с тем, что «что-то слышится нашим умом, чтобы сердце не слышало». «Ум идет вперед, когда идут вперед все нравственные силы в человеке». В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь предупреждал, что опасность идет от непомерно развившейся «гордости ума», от «страстей ума». Он писал о гигантской скуке, которая как смертельная тень может закрыть Россию. Но даже от скуки, от гордости, от горечи и ненависти, он нашел одно проклятие — крест. Как крестится верующий человек по мере приближения нечистой силы, поэтому Гоголь проклинал надвигающееся зло именем Христа. Это имя Гоголь будет измерять все отныне, сравнить с ним человека и его дела, начиная с самого низкого, стоящего внизу иерархической лестницы.

Н.В.Гоголь призывает читателя и его персонажей развернуться, прежде чем отправиться вперед; оглянитесь назад, чтобы понять, куда идти.

И восклицание Акакия Акакиевича «Я твой брат» — это призыв Гоголя к всем — град, соединяющий все и напоминающий о спасительной силе любви.

Трагичен и Башмачкин, взывающий о помощи, трагична и судьба тех, кто не слышит: «то ли уши их заложило ватой, то ли до того огрубело сердце, что наросла на нем страшная непрогрызаемая кора, что не докричишься до него…»

В конце повести автор добавляет немного мистики. После похорон титульного советника в городе начал замечать призрак, который забирал шинель от прохожих. Чуть позже этот самый призрак взял шинель у того же «генерала», который ругал Акакия Акакиевича. Это послужило уроком для важного должностного лица.

В истории есть критика социальной системы, основанной на триумфе таблицы рангов, где класс чиновника в большей степени предопределяет отношение окружающих к нему, чем его личные качества. Скептическое отношение автора к социальной иерархии распространяется даже на семейные отношения, которые отдельные биографы приписывают гипотезе гомосексуализма автора, поддержанной этими биографами .

Выход из этого противоречия был найден следующим образом: «Шинель» интерпретировалась как пародия на романтическую историю, где вечная идея будущего пальто на толстой вате была занята трансцендентальным стремлением к высокой художественной цели.

Тема «маленького», бесправного человека, идея социального гуманизма и протеста, столь громко озвученная в рассказе «Шинель», сделала его знаковым произведением русской литературы. Повесть  стала знаменем, манифестом естественной школы, открыла ряд работ о униженных и оскорбленных.

В конце рассказа Гоголь не случайно вводит фантастический финал. Это предупреждение важным людям о том, что их бесчеловечные действия могут иметь последствия. Фантастика в конце работы объясняется тем, что в российской действительности того времени практически невозможно представить ситуацию возмездия. Поскольку «маленький человек» в то время не имел никаких прав, он не мог требовать внимания и уважения со стороны общественности.

Вся история пронизана идеями гуманизма. Любовь к человеку (даже «маленькая»), сожаление, сострадание. Но самое главное, цена показана за отказ от филантропии и помощь ближнему. Это стоило жизни Башмачкина, так как генерал отказался помочь ему. Любовь человека к человеку, брат брату — это то, что спасает жизни и делает мир ярче.

Гоголь Н.В. Миргород. Портрет. Шинель / Н.В. Гоголь. – Харьков : Прапор, 1975. – 366с.